В век, когда нас окружает много искусственно созданного человеком, когда загрязнение окружающей среды уже видимо глазом в воздухе крупных городов, хочется «назад к природе», к ее чистоте и первозданности. Конечно, этот порыв нашел отражение в сегменте косметики, которая продается под значками «органик», «био» и т.п., в зависимости от региона земного шара, где приняты свои стандарты производства такой косметики.
Казалось бы, порыв поистине прекрасен и должен дать пользователю гарантии качества. Однако не все так просто. В наших российских реалиях некоторые производители лепят значки органической косметики, не имея на это права. А руки у европейского правосудия не настолько длинны, насколько требуется в данной ситуации.
Другие спекулируют на словах «органик», «органическая», включая в название марки, но не придерживаясь каких-либо стандартов такой косметики. Можно сертифицировать какой-либо экстракт, отдельные компоненты, и напирать на то, как полезна косметика, как она натуральна, подменять в сознании понятие «органик» у отдельных ингредиентов на средство в целом.
Если в Европе некоторые известные бренды сегмента «органик» делают средства, используя в основном натуральные растительные масла, то у нас вполне можно воспользоваться допущением применения компонентов, которые получены путем гидролиза, гидрирования, этерификации или переэтерификации натуральных материалов, т.е. определенных химических манипуляций. Сделать основу на таких компонентах, а органику «добить» экстрактами и некоторым включением неудобных, тяжелых для технолога и потребителя растительных масел. Значок при этом стоит одинаковый что там, что там.
Можно сертифицировать одно или несколько средств, но в ореол органической косметики окутать в сознании потребителя весь бренд. Это работа маркетологов. Вы покупали органическую линейку, вышла новая, неорганическая, но вы по инерции считаете ее такой же органической, как и первую. Продажи растут.
По требованию некоторых сертифицирующих органов, чтобы поставить на этикетку средства соответствующий знак, необходимо сертифицировать не менее определенного процента других средств у марки (у BDIH, к примеру, 60%). Но ведь не обязательно, что-то, что сертифицируется для количества, хорошо продается и получает восторги пользователей. Чаще это остается за кадром и не входит в хиты продаж. Например, сделать органическую декоративную косметику, которая по сенсорным характеристикам не будет уступать неорганической, сложно, практически нереально, но знак есть.
Сертифицировать как органик масляную смесь довольно просто, как и получить от нее некоторый эффект, но это не то средство, которое завоюет мир. Это дополнение к основному уходу. Можно сертифицировать шампунь или смываемое средство как органик. Но устроит ли он по действию пользователя? Т.е. набрать определенное количество органических продуктов в линейке возможно. Но сделать качественный, эффективный и любимый многими продукт органик (и тем более линейку продуктов) очень непросто.
Следующий вопрос – вопрос составляющих. Некоторые сертифицированные производители могут выпускать органические «пустышки» по действию. Наличие значка не делает средство автоматически эффективным (подробнее в следующей статье). Можно включить в состав органическое масло зеленого кофе, а можно органическое подсолнечное масло. Отличается цена, и, увы, отличается эффект. Но оба средства – органик.
Можно сделать простую рецептуру и сертифицировать как органик. Но будет ли эффект? Т.е. наличие значка, особенно у нас, к сожалению, не гарантирует неоспоримого качества. И его отсутствие не делает средство недостойным внимания. Есть средства, которые вполне могли бы пройти сертификацию «био», «органик», но по разным причинам этого не делают (цена вопроса, количество средств в линейке, масштабы производства и т.д.). И более того, есть средства, которые оставят позади себя по составу, качеству и эффекту средства со значком органик.
В нашей стране для продажи любой косметики необходимо пройти нашу сертификацию. Формально наличие европейского сертификата не освобождает от прохождения российской проверки. Да, это не сертификация конкретно органического сегмента, но определенные требования к косметике как классу в нашей стране предъявляются (и кстати, они строже, чем американские требования, к примеру), чтобы она считалась безопасной для использования.
Ради значка «органик», «био» нашим производителям приходится проходить сертификацию в Европе, а для этого нужно вложить немалые средства. Понятно, что такое доступно только крупным производителям. Небольшие не потянут такие расходы, а, если и решатся, то взвинтят цену «до небес», закладывая в себестоимость цену сертификата. Будут ли это покупать? Скорее нет. Риск для небольших производителей слишком велик. В случае крупных производителей распределить эту нагрузку на единицу продукции проще, но все же цена не может быть слишком низкой. В противном случае имеем сертификацию ради сертификации (очки на счет бренда – имидж марки), а не для блага потребителя (положительное действие на кожу, волосы,…).
К сожалению, из-за низких доходов основной части населения сейчас лучше продаются дешевые средства. Проще продать 10-100 дешевых средств, чем одно дорогое. При этом потребители не теряют надежду найти в масс-маркете работающее на благо кожи средство. И находят, или думают, что находят. Чаще сравнить не с чем, в смысле с более продуманным и эффективным средством, которое из-за своих компонентов и технологий будет более дорогим. Если эффект от недорогого средства есть, то нельзя говорить, что это средство не уступает по качеству более дорогому. Важен отсроченный эффект, влияние на клеточном уровне. Это сложно оценить даже за месяц использования. Хорошее оформление и обещания с упаковки и реклама еще интенсивнее двигают продажи средств за «три копейки», в том числе позиционирующих себя как органик. Кстати, эти расходы на рекламу тоже включаются в себестоимость, и часто занимают половину и более от всех расходов. Вам еще не страшно думать, сколько же в цене того средства за 50-200 руб. занимает стоимость самих компонентов?..
Так на сцену выходят совесть и цель производителя. Что было первичным – желание создать бизнес и заработать много денег или создать косметику, которая будет работать так, как ожидает клиент, а может и превосходя ожидания? В жизни обычно чем мельче фирма, тем больше она дорожит клиентами, жестче контролирует качество своих товаров или услуг. Чем больше разрастается организация, тем более первостепенной становится прибыль, тем меньше следят за качеством, тем хуже относятся к клиентам. Для огромных концернов клиент – капля в море. Не понравится одному – на смену придет другой. Маленькие фирмы буквально борются за каждого клиента, пытаясь удержать его качеством и сервисом. Уважение друг к другу — самое важное в любом деле. Крупные производители, работающие ради денег, об этом забывают чаще.
Для ряда создателей важно качество и содержание продукции в первую очередь. Примером, достойным подражания, является одна австралийская марка, которая использует в своих составах синергию серьезного научного подхода (использование пептидов и т.п.) и органических ингредиентов. Некоторые европейские марки (британские, французские, чешские) отказались от сертификации своей продукции как органик из-за некоторых бюрократических требований и нежелания "кормить бюрократов". Ведь это прекрасный бизнес – ничего не делая по сути, получать за предоставление значка деньги. У одной британской марки, к примеру, составы полностью натуральны, и факт качества внутреннего наполнения для создателей важнее значка на средстве, которое может содержать дешевые сертифицированные ингредиенты, как у некоторых производителей. Такого же подхода – качество и эффект важнее внешней наклейки, придерживается и компания Sentio.
Поэтому оценивать косметику только по значку – вариант тупиковый. Надо учиться читать составы, надо смотреть на реакцию своей кожи, в том числе отсроченную, надо понимать, кто создает косметику – человек понимающий или купивший «поваренную книгу». В общем, все как всегда: «На Бога надейся, а сам не плошай».